Образование |
||
Голицынский пограничный институт ФСБ России
Рекомендации по подготовке к вступительному экзамену по русскому языку
Условия поступления
• Информация для подготовки к сдаче экзаменов по обществознанию
• Рекомендации по подготовке к вступительному экзамену по русскому языку
• Советы по сдаче вступительных испытаний по истории России
Вступительный экзамен по русскому языку проводится в виде письменного изложения документального или художественно-публицистического текста объемом 550-600 слов после его двукратного озвучивания.
К работе предъявляются требования, позволяющие объективно оценить образовательный уровень языковой подготовки абитуриента, включающий в себя правильность речи и речевое мастерство.
Под правильностью речи понимается умение реализовать на практике правила нормативной грамматики, словоупотребления, орфографии, пунктуации.
Речевое мастерство - понятие более широкое, чем грамотность, оно предполагает владение словарным богатством русского языка в той мере, в какой она позволяет выбрать из числа существующих вариантов языковых средств наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, контекстно оправданный.
Творческая часть работы, содержащая задание проблемного характера, наиболее значима при выставлении оценки: она дает полное представление не только уровня речевой культуры абитуриента, выражающейся в способности передать все многообразие мыслей и чувств, связанных с описанием поступков героев или жизненных ситуаций, в которые они попадают, но и культуре мышления, так как автор должен сформулировать поднятую в тексте проблему и прокомментировать ее, осмыслив исходный материал.
Хорошее впечатление производят работы, отличающиеся четко выраженной в них гражданской позицией абитуриента (задание предусматривает такую возможность), глубиной его суждения, последовательностью, убедительностью и аргументированностью изложения, богатством словаря, разнообразием средств языковой выразительности.
Однако, к сожалению не всегда абитуриенты, даже имеющие в аттестате высокий балл по русскому языку, справляются с заданием: им не хватает слов, чтобы внятно и последовательно пересказать текст, вычленить проблему и прокомментировать ее. Зачастую комментарий сводится к повторному пересказу содержания.
Незнание точного значения слов нередко приводит к двусмысленности или парадоксальности высказывания, а однообразие используемых синтаксических конструкций делает речь невыразительной, бедной.
Что необходимо знать при подготовке к вступительному экзамену по русскому языку?
При проверке работы (изложения) учитываются:
- умение воспринимать текст со слуха и передать его содержание в письменном виде, сохраняя стилистическую тональность и структурные особенности, свойственные каждому из трех типов речи - повествованию, описанию, рассуждению;
- способность абстрагироваться от фактологической основы текста и дать последовательный и аргументированный ответ на вопрос проблемного характера;
- степень сформулированности знаний в области нормативной грамматики и лексики;
- владение навыками структурирования текста (абзацы, внутриабзацные связи);
- богатство словарного запаса и разнообразие используемыхсинтаксических конструкций.
Справочник телефонов